Открыть меню
Главная   Статьи   Основные элементы СЭМ

Основные элементы СЭМ

Заказать звонок

Перезвоним вам в рабочее время

Политика конфиденциальности

Дата публикации:

Само понятие “система экологического менеджмента” впервые было четко определено и разъяснено в Стандарте Великобритании BS 7750 в 1992 году. В менеджменте появилась новая линия. Принципы, заложенные в этих стандартах, были транслированы в серию стандартов ISO 14000, рекомендованной всему миру.

Центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента», который устанавливает требования к системе экологического менеджмента, которые позволяют любому предприятию сформулировать экологическую политику и цели в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства своей страны. В стандарте приведены основные термины и определения, а также изложены рекомендации в области экологической политики, планирования, целей и задач, программы и системы экологического менеджмента. В соответствии с приведенными рекомендациями любое предприятие может создать систему экологического менеджмента, развивать функции экологического менеджмента и обеспечивать подтверждение соответствия системы экологического менеджмента требованиям стандарта.

Система экологического менеджмента – часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач

Оговоримся сразу, в “чистом” виде системы экологического менеджмента на российских предприятиях не существуют. Заключение, вероятно, выглядит слишком категоричным. Практически все руководители, посещающие семинары и конференции по вопросам организации экологического менеджмента, аудита, более чистого производства, с легкостью заявляют, что все эти приемы, методы, инструменты, системы в России давно известны... Напрашивается окончание предложения типа “...и с успехом используются”. Не совсем так. Есть интересные инициативы (рацпредложения были всегда), в порядке экономии ресурсов проводится строгий учет использования сырья и материалов, в том числе и особо опасных, временами организуются взаимные проверки состояния техники безопасности сотрудниками соседних цехов...

Системы нет. Но есть все предпосылки для развития деятельности в области экологического менеджмента. И прежде всего, есть стремление к улучшению ситуации. Об этом свидетельствует позиция руководителей и персонала заводов, которым далеко до совершенства. Об этом задумываются и те, к кому не предъявляют претензий ни общественность, ни государственные природоохранительные органы.

Cистема экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от экономических и других обстоятельств.
Интеграция экологически значимых направлений деятельности в общую систему менеджмента может привести к эффективному внедрению системы экологического менеджмента, а также сказаться на повышении эффективности организации в целом и на уточнении распределения обязанностей, позиций в менеджменте.

Последовательное улучшение – процесс развития системы экологического менеджмента, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой.

При всей гибкости, относительности международных стандартов в области экологического менеджмента они содержат одно абсолютное требование - следование принципу последовательного улучшения. Немедленное декларирование полного соответствия деятельности всем внешним нормам и условиям, максимальная экологическая эффективность производства не являются обязательными требованиями. В большинстве случаев подобные заявления, если они делаются, так и остаются заявлениями; кроме того, ничего идеального в этом мире не бывает. Конечно, необходимо собрать воедино все законодательные и нормативные требования, имеющие отношение к рассматриваемой деятельности, определить потенциальные возможности развития, подобрать и оценить примеры решения тех же проблем коллегами, конкурентами. Стремление соответствовать и поэтапное приближение к этой заветной цели, выбор реальных целей и времени их достижения гораздо более эффективны и результативны, особенно в условиях российских, с жестким и изменяющимся законодательством, нестабильной экономической ситуацией.

Многие могут здесь возразить, что улучшать экологические (и любые другие) показатели эффективности до бесконечности нельзя. По мере приближения к пределу сегодняшних технических и организационных возможностей предпринимаемые усилия будут приносить все меньший результат. Но это относится лишь к ситуации, где прочие условия статичны. В последние годы научно-технический процесс значительно ускорился, быстрая смена информационных технологий обуславливает рост темпов развития и других областей знания. Поэтому в реальном времени достижение очередного результата означает, что нужно двигаться дальше, только оценив, насколько изменились возможности, требования и ресурсы за время прошедшего этапа.

Кстати, в Нидерландах предприятия, достигшие высокого уровня эффективности системы экологического менеджмента декларируют и демонстрируют не ухудшение ситуации.

Вывод: принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однако принятие настоящих стандартов само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с окружающей средой. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей техноло­гии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Управление окружающей средой охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрации успешного внедрения этого стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересован­ные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления окружающей средой

Но вернемся к перспективам и предпосылкам развития экологического менеджмента в России.

Предпосылка первая, она же и главная: человек ищет, где лучше.

Предпосылка вторая: менеджмент качества может стать основой для развития экологического менеджмента.

Несмотря на всю противоречивость процесса вовлечения российских предприятий в сертификацию в соответствии с требованиями стандартов систем менеджмента качества серии ISO 9000, не следует недооценивать его потенциал с точки зрения развития систем экологического менеджмента. Практически все руководители, придерживающиеся концепции менеджмента качества, готовы к обсуждению перспектив добровольной экологической деятельности.

Однако в российских условиях возможен и другой вариант развития ситуации, известный, впрочем, и в Великобритании. Системы экологического менеджмента как инструмент не только внутренний, но и внешний, помогающий выяснить отношения, обсудить проблемы и возможности природоохранной деятельности предприятий с заинтересованными сторонами, имеют социально более высокую значимость, чем системы менеджмента качества. Более того, при наблюдаемом сегодня росте заинтересованности общественных организаций, высшей школы, специалистов к системам экологического менеджмента и учетом их значительной открытости, прозрачности, можно ожидать, что стимулы для внедрения подобных подходов будут весомы настолько, чтобы предприниматели серьезно отнеслись к вновь открывающимся возможностям. Наконец, внедрение систем экологического менеджмента может повлечь за собой разработку и внедрение систем менеджмента качества, обеспечения производственной безопасности и т.д. Обратный ход событий, изменение порядка действий? – В данном случае не возбраняется.

Обязательное условие

Экологическая политика

Осень. Подмосковье. Городок, выросший из рабочего поселка, но в полном смысле этого слова так и не ставший городом. Разбитые дороги, переезды, базары. На окраине - легкие конструкции современных производственных корпусов. Сверкающая чистотой стоянка для автомобилей в обрамлении рябин. Со вкусом выполненные вывески, ощущение ухоженности и продуманности в каждой черте ландшафта. Отечественное предприятие. Сертифицированное по стандарту менеджмента качества ISO 9002.

Вернемся в Подмосковье. На промплощадке чисто, хотя одновременно с производством продукции осуществляется возведение новых корпусов. Ни соринки, ни окурка. “Простите, то, что у Вас не курят, является частью политики предприятия в области обеспечения безопасности, охраны труда и окружающей среды?” - вопрошает с надеждой затвердивший принципы ISO 9000 и ISO 14000 посетитель (так сказать, заинтересованная сторона). После короткой паузы главный инженер уверенно отвечает: “Какая политика? Я так сказал!”

С неуклонностью паровоза эксперт искал доказательства того, что предприятие ставит природоохранные задачи, не обязательные с точки зрения простого соответствия законодательству, решает их и оценивает достигнутые результаты. Найдено было многое. Оказалось, что в неявном виде политика предприятия в области обеспечения безопасности, охраны труда и окружающей среды есть. Осталось не только сформулировать, а принять решение об организации систематической деятельности, заявив об этом в широко доступной, специально декларированной политике.

Экологическая политика – совокупность основных принципов, намерений и обязательств предприятия, создающая основу для разработки собственных экологических целей и задач.

Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам. Но есть нюанс, в российских условиях чрезвычайно значимый. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.

Заинтересованная сторона - личность или группа лиц, проявляющих интерес к экологическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или подвергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами.

В самом общем случае такой интерес может проявить кто угодно. Поэтому компании Запада и Востока широко используют все возможные средства для распространения экологической политики: выпускают отдельные буклеты, включают текст в ежегодные отчеты, рекламные проспекты, размещают на сайтах в сети Интернет. Например, работающая в различных странах мира компания, 27 из 47 площадок которой сертифицированы в соответствии с международными стандартами, устанавливающими требования к системам экологического менеджмента, декларирует экологическую и прочую информационную прозрачность. Компания выпускает ежегодную экологическую отчетность, рассылает в крупные информационные агентства, библиотеки, организации (выпуски можно также заказать по почте), проводит экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В буклетах представлена экологическая политика с комментариями основных заявлений, описаны новшества, позволившие компании снизить прямое воздействие на окружающую среду или опосредованное – через сокращение потребления ресурсов. Кстати, вся эта информация не только аккумулирована в специальном центре компании по работе с общественностью, но и доступна практически в каждом отделении производства. Рабочие и служащие компании в первую очередь должны знать и понимать принятую руководством стратегию, действовать сообща для достижения общей цели.

Известны и иные подходы (разнообразие - залог устойчивости). Экологическая политика одной из европейских компаний была выпущена в виде памятки размером с кредитную карточку, чтобы служащие могли носить ее в бумажнике и всегда иметь при себе.

В российской ситуации часто обозначить традиционным образом границы между уже упомянутыми секторами общества (предпринимательским, государственным и общественным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор комитета по охране окружающей среды и работники районной администрации - это общественность поселка городского типа; предприниматели - выпускники местных школ, где работают экологические кружки. При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтересованными сторонами. Для большинства российских предприятий забота о местном населении естественна, так как, оказывая поддержку населению, участвуя в развитии просвещения и образования, компании создают лучшие условия для работы своих сотрудников, готовят будущий персонал.

Однозначного ответа на вопрос, как проинформировать заинтересованные стороны о принятой предприятием экологической политике, нет. Надо или нет создавать страницу в сети Интернет, выпускать буклеты или размещать текст политики в районной газете, - подходы могут быть разными. Все определяется конкретными условиями. Наш опыт свидетельствует о том, что более впечатляющих успехов в добровольной экологической деятельности добиваются в ряде случаев российские заводы “районного масштаба”. Выполнение взятых обязательств здесь оценивается постоянно и внимательно. Но при всей локальности их влияния предприятия стараются оформлять документально экологическую политику и обсуждать ее с общественностью, рассматривая это не только как род современной инициативы, но и задумываясь о выгодах. Но об этом - позже, в разделах, посвященных планированию действий и разработке программ.

Экологическая политика должна рассматриваться как первичный двигатель процесса внедрения и развития, улучшения системы экологического менеджмента в организации, которая нацелена на улучшение экологических показателей деятельности организации. Поэтому экологическая политика должна отражать приверженность высшего руководства, его обязательства в отношении соответствия требованиям законодательных, нормативно-технических и других требований, а также принципу последовательного улучшения

Политика составляет необходимую основу установления целей и задач организации. Политика должна быть ясной настолько, чтобы ее понимали как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны; политика подлежит периодической оценке, пересмотру с тем, чтобы она отражала изменяющиеся условия и новую информацию. Оценка и пересмотр политики, целей, задач, процедур должен осуществляться руководителями того уровня, которые изначально определили и сформулировали их.

В международном контексте есть некоторый перечень признаков, которым экологическая политика должна соответствовать. Анализ размещенных в Интернете документов позволяет выделить более десятка таких позиций. Таблица характеризует средний уровень качества экологической политики, достигнутый в мире ведущими промышленными компаниями.

Таблица 1. Частота использования основных принципов, обязательств и намерений в экологической политике ведущими зарубежными компаниями

Декларируемый принцип

Используется в экополитике
(%)

В целом

I

II

Минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду

85

88

80

Сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности сторонами

81

80

76

Доступность объектов и результатов экологической деятельности (“экологическая прозрачность”)

80

80

68

Соответствие действующему природоохранному законодательству

77

72

80

Участие всего персонала в экологической деятельности компании

67

64

72

Достижение экономической эффективности осуществляемой деятельности (“экоэффективность”)

66

68

72

Рациональное использование ресурсов

52

56

68

Предупреждение отрицательного воздействия на окружающую среду

50

44

64

Обеспечение охраны здоровья и безопасности персонала и населения

44

44

52

Последовательное улучшение во всех областях экологической деятельности

42

36

48

Разработка и распространение инициативной экологической отчетности

42

36

44

Расширение экологических обязательств и осуществление инициативной экологической деятельности

41

52

52

Осознание культурного значения природоохранной деятельности, социальной и моральной ответственности за решение производственных, территориальных и глобальных экологических проблем (“экосправедливость”)

37

28

32

Эффективное управление экологическими рисками

28

52

52

Стремление к экологическому лидерству

7

4

12

I – нефтегазовые компании
II – автомобилестроительные компании

Как следует из представленных данных, содержание экологических политик компаний, представляющих нефтегазовую и автомобилестроительную отрасли, практически не отличается от содержания политик промышленных компаний в целом. Несколько чаще (52% против 28%) нефтегазовые компании берут на себя обязательства, связанные с оценкой вероятности возникновения и предотвращением аварий, а также с подготовкой к действиям во время их возникновения и мероприятиям по устранению экологических последствий. Это объясняется прежде всего тем, что риск возникновения аварийных ситуаций на предприятии нефтегазовой отрасли весьма значителен по сравнению с другими отраслями. То же относится и к и автомобилестроительным компаниям, которые декларируют обязательства по снижению экологических рисков, связанных с эксплуатацией автомобилей.

Одним из непреложных требований является то, что политика должна соответствовать характеру деятельности организации.

Несмотря на то, что стандарты ISO 14000 - это “готовая одежда”, индивидуальный стиль обязателен. Документированная, принятая руководством предприятия, распространяемая, доступная заинтересованным сторонам экологическая политика - это уже не предпосылка, но первый, серьезный шаг в создании системы менеджмента.

Ясно изложенная политика должна создавать основу для формулирования целей и задач, направленных на улучшение экологических показателей деятельности организации. Для того, чтобы определить, что, где и как можно и нужно улучшать, приходится предпринимать процедуру предварительной экологической оценки рода медосмотра, по итогам которого становится ясно, подлежит ли пациент лечению касторкой (вариант доктора Пилюлькина) или медовым пластырем (вариант Медуницы). Но это пример из литературы, а в жизни все гораздо сложнее. “Готовая одежда”, или описание методологии предварительной экологической оценки – это всего лишь основа, с помощью которой нужно оценить индивидуальность предприятия с тем, чтобы подобрать для него тот набор аксессуаров и тот стиль поведения, которые сделают его неотразимо эффективным.

Предварительная экологическая оценка – неокончательный диагноз

“Городской выгон ... не заключал в себе никаких сокровищ ни на поверхности земли, ни в недрах оной. В разных местах его валялись, конечно, навозные кучи, но они, даже в археологическом отношении, ничего примечательного не представляли” (М.Е. Салтыков-Щедрин). Перефразируя классика, заметим, что и многие промплощадки никаких сокровищ ни на поверхности, ни в недрах, кроме куч мусора разнообразнейшего происхождения, не содержат.

При первом знакомстве с территорией завода, по убеждению его руководителей, прибыльного, посетителям, как Собакевичу, были поданы всевозможные блюда, как-то:

  • глубокая, по-видимому, вечная лужа у ворот, с перекинутым на другой берег гибельным мостком;
  • дымящийся шлакоотвал, приправленный промасленной ветошью;
  • свежая зелень десяти-двенадцатилетних березок, пробившихся к свету сквозь возвратные отходы, которые вот-вот вернутся в производство;
  • открытый канализационный люк с кокетливо прислоненным к нему жестяным указателем “Площадка для отдыха”.

Руководители продолжали искренне недоумевать по тому поводу, что зарубежные партнеры, вероятные инвесторы приезжают, обедают, посещают сауну, но не возвращаются. “Были бы инвестиции, занялись бы и экологической деятельностью”, - утверждали заводчане. Замкнутый круг, коллеги. Причем приведение площадки в порядок инвестиций, строго говоря, не требует. И среди перечисленных аспектов много тех, которые вполне поддаются контролю с привлечением малозатратных (если не беззатратных) мероприятий.

Экологический аспект - элемент деятельности предприятия, его продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой.

Стандарт определяет обязательные условия к системе экологического менеджмента с тем, чтобы дать организации возможность сформулировать политику и цели, принимая во внимание требования законодательства, нормативно-технических актов и информацию о значимых воздействиях на окружающую среду. В системе экологического менеджмента рассматриваются те экологические аспекты деятельности организации, которые она может контролировать, и изменения которых под влиянием системы можно ожидать. Стандарт не устанавливает специфических критериев, по которым определяются экологические показатели деятельности организации.

Инженер по охране окружающей среды одного из предприятий восточной части страны (по сути, выросшего из эвакуированных из центрального района в годы войны цехов), пройдя с экспертами по площадке, заключила: “Никакого шаманства в процедуре предварительной экологической оценки нет. Просто серьезный, вдумчивый, детальный анализ сложившейся ситуации. Работы много, от склада сырья и до отгрузки продукции”. И можно добавить: включая все вспомогательные виды деятельности. Дело в том, что, несмотря на дополнительный характер, довольно часто оказывается, что вспомогательная деятельность дает едва ли не основной вклад в общую картину воздействия на окружающую среду или здоровье работающих. Рутинные вспомогательные операции не меняются десятилетиями, в то время, как развиваются знания о токсичности различных веществ, корректируются условия производства.

Предприятие аккуратное, выглядит много лучше своих собратьев по отрасли. И добровольной экологической деятельностью занято давно. В документированном, сведенном в единую систему виде, ни задачи, ни результаты, не существуют. При обсуждении накопленного предприятием за пятнадцать лет работы опыта представители государственных природоохранительных органов подчеркнули свою заинтересованность в развитии подобной деятельности. Лидеры общественности спросили просто: “Что же вы молчали?” Как - что? Все то же: природоохранные мероприятия - отдельно (в экологическом паспорте, томе ПДВ и т.п.), производственная деятельность - отдельно. На самом деле, совмещение природоохранных и экономических целей вполне возможно: отказ от некачественного сырья привел к уменьшению запыленности рабочей зоны и снижению выбросов взвешенных веществ в атмосферу; переход на новый вид комплектующих свел на нет необходимость размещения отходов полимерных материалов на городском полигоне.

Организация должна установить процедуру идентификации экологических аспектов и выполнять ее в отношении всех видов деятельности, продукции и услуг, в отношении которых она может осуществлять контроль и на которые она может оказывать влияние. Указанные процедуры необходимы для того, чтобы определить те наиболее значимые экологические аспекты деятельности, продукции или услуг, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду.

Организация обязана обеспечить, чтобы все значимые экологические аспекты (те, с которыми связано вероятное значительное воздействие на окружающую среду, - ремарка составителей рекомендаций) были учтены при постановке экологических целей. Эта информация должна быть актуальной (отражать реальную ситуацию) и постоянно обновляться.

Отметим, что подходы предварительной экологической оценки и выявления значимых экологических аспектов деятельности предприняты на сегодня уже многими российскими компаниями. Разработка экологической политики, как правило, базируется на результатах такой оценки. Но в ряде случаев значимость этой процедуры недооценивается. Поэтому еще раз подчеркну: предварительная экологическая оценка - чрезвычайно серьезный этап в развитии системы экологического менеджмента.

Хотя при посещении некоторых промплощадок возникает ощущение того, что Гераклит был не прав, и, хотя многое и течет, почти ничто не меняется, все же идентификация экологических аспектов - развивающийся процесс, учитывающий прошлое, настоящее и вероятно возможное (как негативное, так и позитивное) воздействие деятельности организации на окружающую среду.

В ходе этого процесса можно также проводить идентификацию аспектов, влияющих на состояние здоровья как персонала, так и живущего рядом с предприятием населения, а также потребителей продукции или услуг и безопасность, осуществлять оценку экологического риска. В таблице представлен ряд типичных примеров из практики работы с российскими предприятиями. Отметим, что далеко не все из обнаруженных и документированных аспектов прежде были адекватно оценены руководством компаний.

Таблица 2. Экологические аспекты деятельности предприятия (примеры)

Аспект

Вероятное воздействие на окружающую среду, здоровье персонала и населения

Потери топлива и смазочно-охлаждающих жидкостей в процессе ремонта и техобслуживания автомобилей.

Отрицательные изменения: Загрязнение грунтов и грунтовых вод. Проливы топлива и СОЖ на промплощадке (риск травматизма).

Потери сыпучих материалов при загрузке сырьевых компонентов в реакторы.

Отрицательные изменения: Нерациональное использование ресурсов. (дополнительная нагрузка на сырьевую базу). Влияние взвешенных частиц на органы дыхания персонала. Рассеяние в окружающей среде токсичных компонентов сырья и накопление их в трофических сетях.

Применение пневмотранспорта при растаривании сыпучих материалов.

Положительные изменения: сокращение потерь. Уменьшение воздействия взвешенных частиц на органы дыхания персонала. Минимизация поступления в окружающую среду токсичных компонентов сырье и накопления их в трофических сетях.

Образование на промплощадке загрязненных компонентами сырья и вспомогательных материалов ливневых вод и поступление их в природные водные объекты.

Отрицательные изменения: Загрязнение водных объектов рыбохозяйственного назначения разнообразными веществами, в том числе особо токсичными. Накопление некоторых компонентов в водных трофических сетях (включая рыбу, употребляемую в пищу).

Изменение конструкции изделий из металла и изолирующих материалов (отказ от использования резины в качестве изоляции).

Положительные изменения: Сокращение воздействия на органы дыхания работающих и на атмосферный воздух компонентов резины и вспомогательных (в том числе, сыпучих) веществ.

Потери трансформаторного масла при обслуживании маслозаполненных трансформаторов.

Отрицательные изменения: Нерациональное использование материалов. Поступление в окружающую среду персистентных хлорорганических веществ (полихлорированных бифенилов) и накопление их в трофических сетях. Воздействие ПХБ на персонал.

Изменение технологии беления текстильных материалов (отказ от хлорного беления и переход на применение перекиси).

Положительные изменения: Исключение загрязнения воздуха и водных объектов хлором и его соединениями. Исключение воздействия хлора на здоровье персонала.

Потери гранулированных полимеров при загрузке в экструдеры.

Отрицательные изменения: Нерациональное использование сырья (дополнительная нагрузка в регионах, где производятся полимеры). Просыпи гранул в цехе (риск травматизма).

Как видно, изменения в различных аспектах деятельности могут как отрицательным, так и положительным образом сказываться на состоянии окружающей среды, здоровья персонала и населения. Многие из приведенных в таблице аспектов и соответствующих им воздействий имеют финансовую сторону, отличную от платежей за загрязнение окружающей среды. Проще говоря, ликвидация потерь не требует материальных затрат (нужна лишь ответственность), но приносит выгоды. В последнем случае, в связи со спецификой производства, они оценены в 3-5% снижения себестоимости продукции. Мало? Но на обсуждаемом предприятии вклад заработной платы в структуру себестоимости не превышает пяти процентов!

Организация должна идентифицировать экологические аспекты, принимая во внимание не только процесс производства, но и сырье, материалы, энергию (входные параметры производства), продукцию, услуги (выходные параметры производства), характерные как для существующих, так и для прошлых видов деятельности. Следует учитывать как нормальное, штатное функционирование предприятия, так и условия пуска и демонтажа (закрытия) производства, вероятные нештатные и аварийные ситуации. При проведении предварительной экологической оценки можно использовать контрольные (опросные) листы, приемы интервьюирования, проверки, измерения, принимать во внимание результаты прошлых экологических аудитов и других оценок, в зависимости от видов деятельности, характерных для организации. Полезно также предусматривать заполнение персоналом предварительной анкеты, где сосредоточены вопросы, касающиеся не только экологической деятельности, документации и эффективности предприятия, но и общего менеджмента, внешних и внутренних условий, ресурсов и возможностей.

При идентификации экологических аспектов большую роль играет и оценка требований законодательных и нормативных документов, определяющих природоохранную деятельность предприятия. Не вдаваясь в рассуждения о выполнимости требований, установленных в России, отметим, что организации всегда выигрывают, создавая и обновляя перечень документов федерального, регионального, отраслевого уровней, действие которых на них распространяется.

Кроме того, многие руководители с энтузиазмом относятся к введению стандартов предприятия, которые могут быть строже, жестче, чем государственные нормативы и требования. Такие стандарты уже используются теми организациями, которые получили или планируют получить сертификат соответствия стандартам в области менеджмента качества. Возможность разработки экологических стандартов предприятия рассматривают и приверженцы ISO 9000, и простые смертные, и это укрепляет нас в мысли о том, что такая готовность представляет собой еще одну предпосылку развития системы экологического менеджмента.

Примеры форм (регистров), рекомендуемых для подготовки перечней действующих законов, нормативно-технических актов, стандартов приведены в таблице 3.

Таблица 3. Пример формы для подготовки перечня действующих законов, нормативно-технических актов и стандартов (фрагменты)

1. Требования экологического законодательства Российской Федерации, нормативно-технических,
санитарно-эпидемиологических документов и документов по охране труда и производственной безопасности

Наименование Закона и (или) подзаконного акта

Формулировка требования

Примечания

Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 № 1404.

В пределах водоохранных зон запрещаются:

...размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов...

проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов...

Введено в 1996 году взамен утратившего силу Постановления Совета Министров РСФСР № 91 от 13.03.89..

Разъясняет требования Водного кодекса РФ. Касается юго-восточного участка промплощадки, примыкающего к реке.

...

2. Требования органов Госкомэкологии

Наименование нормативного документа, положения, приказа

Формулировка требования

Примечания

Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Утверждено Приказом № 222 Минприроды РФ от 18.07.94. Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.09.94, № 695

При рассмотрении новых технологических решений на стадии разработки проектной документации необходимо осуществить “...прогнозную оценку изменений в природной среде — состояния компонентов природной среды, активности природных процессов, а также последствий этих изменений для человека”.

Утверждено в 1994 г., до принятия действующего Федерального закона “Об экологической экспертизе” (№ 174-ФЗ от 23.11.95). Действующая редакция. В настоящее время готовится новая версия.

...

6. Собственные требования предприятия

Наименование внутреннего нормативного документа, приказа

Формулировка требования

Примечания

Приказ по предприятию № 212-99

Установить нормируемое содержание масляного тумана в воздухе рабочей зоны на уровне 3 мг/м3

Содержание масляного тумана в воздухе рабочей зоны по ГОСТ 12.1.005-88 ПДКр.з.=5 мг/м3

Примечание. Данная форма подготовлена для машиностроительного предприятия.

Значимые экологические аспекты и составляют приоритетные направления функционирования системы экологического менеджмента организации. В настоящее время вопрос состоит в том, пойдут ли российские предприятия, заинтересовавшиеся возможностями экологического менеджмента и идентифицировавшие экологические аспекты, по пути постановки конкретных целей и задач, последовательного их решения, а, тем самым, и улучшения показателей деятельности, останутся ли на перепутье (скажем, декларировав экологическую политику и надевая ее, вроде шляпки с вуалью, по праздникам) или поспешно будут искать другие пути сертифицирования компаний. Впрочем, получение заветного сертификата еще нигде и никогда не исключало возможности создания эффективно функционирующей структуры, систематизации деятельности. Главное - не пытаться заменить одно другим.

Получить
консультацию
Задайте свой вопрос, заполнив форму и наши специалисты свяжутся с Вами.
Услуга: