Открыть меню
Главная   Прочее   Экология   Внесение в реестр объектов НВОС

Внесение в реестр объектов НВОС

Заказать звонок

Перезвоним вам в рабочее время

Политика конфиденциальности

Предприятия, территориально располагающиеся на территории Российской Федерации, хозяйственная деятельность которых способна нанести вред окружающей природной среде, должны быть включены в Государственный реестр.

Госреестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), создан специально для обобщения сведений о подобных объектах, а также для установления для них соответствующей категории. Категории определяются степенью воздействия вносимого объекта на окружающую природную среду. В данном случае, к объектам, оказывающим НВОС, относят объекты:

  • промышленности,
  • капитального строительства
  • и прочие объекты, расположенные на определенной (как единой, так и различной) территории, объединенные названием и единым технологическим процессом.

Государственный учет и внесение предприятий в его структуру регламентированы статьей 69 Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ. Госучет служит для сбора и компоновки сведений об объектах НВОС, определения направлений внедрения наилучших доступных технологий, а также в целом для планирования и осуществления экологического надзора.

Категории объектов внесения.

Согласно категоризации объектов по степени влияния на экологию, различают объекты I-IV категории:

  1. категория: объекты оказывающие значительное вредное воздействие на окружающую среду,
  2. категория: умеренное воздействие,
  3. категория: незначительное,
  4. категория: минимальное вредное воздействие на окружающую среду.

Определение для объекта какой-либо категории происходит при постановке его на государственный учет.

Какие объекты нужно вносить в реестр?

Объектами ведения госучета являются:

  • образующиеся на предприятиях отходы,
  • выбросы вредных веществ в атмосферу и их источники,
  • а также физическое воздействия, оказываемое данным объектом на окружающую среду.

Формой ведения государственного учета выступает формирование государственного реестра объектов НВОС.

Законодательным актом, регламентирующим правовые отношения в данной области, служит Постановление Правительства РФ № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» от 23.06.2016 года, где четко установлены критерии для организации и ведения госреестра объектов НВОС.

Сведения, входящие в состав реестра

На основании внесенной в реестр информации по своей структуре он представляет собой свод определенных сведений, в состав которых входят:

1. Наименование и реквизиты предприятия, дата его регистрации, адрес месторасположения, сведения об организационно-правовой форме.

2. Информация о местонахождении организации, оказывающей негативное воздействие по факту, а также данные о его категории.

3. Данные о технологии производства, ее виде, объемах выпускаемой продукции.

4. Данные государственной экологической экспертизы.

5. Сведения об объемах выбросов, образования отходов, сбросе, количестве стационарных источников.

6. Данные о платежах предприятия за экологические загрязнения.

7. Информацию о декларациях о воздействии предприятия на ОС и комплексных экологических разрешениях.

8. Данные программы производственного контроля на предприятии.

9. Описание мероприятий, целью которых выступает снижение НВОС.

10. Сведения о соответствии технологии предприятий I категории наилучшим доступным технологиям.

11. Данные о газоочистных установках, технологиях очистки сбросов, технике и технологии размещения и обезвреживания отходов.

12. Информация, касающаяся проведения на предприятии государственного экологического надзора.

13. Сведения о смене юрлица или территории для объектов, оказывающих НВОС, либо об их ликвидации или консервации.

Вся информация, которую организации необходимо передать в государственные органы для включения его в реестр, содержится во внутренних подразделениях предприятия и собирается его собственными силами. За необходимыми данными стоит обратиться в юридический отдел предприятия, бухгалтерию, экологическую службу. Ответственность за достоверность и полноту предоставляемой информации полностью несет непосредственный руководитель организации.

В состав государственного реестра входят федеральные и региональные реестры объектов НВОС. Соответственно, ответственность за ведение реестров возлагается на федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Заполнение заявки на включение в реестр

Для того, чтобы включить сведения о предприятии в реестр, его владельцем подается соответствующая заявка. Срок подачи должен составлять не позднее шести месяцев с момента ввода объекта в эксплуатацию. Осуществить постановку необходимо не позднее, чем до 01.01.2017 года, о чем говорит закон №219- ФЗ, а именно его 11 статья.

Заявка подается в электронном виде с обязательным заверением электронной подписью, по установленной форме, регламентируемой Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 года, вступившим в действие с момента ввода Постановления Правительства №572, описанного выше.

Заявка включает в себя четыре основных раздела.

1. Данные об объекте, вносимом в реестр.

Сюда войдут такие сведения, как:

  • наименование предприятия,
  • дата ввода его в эксплуатацию,
  • характеристика деятельности предприятия,
  • проектная мощность,
  • наименование выпускаемой продукции,
  • категория объекта,
  • применяемые наилучшие доступные технологии,
  • уровень госнадзора.

При этом, к наилучшим доступным технологиям относят современные технологии, целью внедрения которых является сохранение качества окружающей среды в процессе технологической деятельности предприятия.

2. Информацию о воздействии хозяйственного объекта на окружающую среду.

В данном пункте заявки:

  • в первую очередь описываются стационарные источники (тип, количество, месторасположение, порядковые номер и технологические характеристики),
  • а также характеризуются выбросы, производимые ими (мощность, масса, процент сжигаемого газа и выброса углеводородов в составе выбросов),
  • по сбросам сточных вод указывается номер источника, его расположение, назначение водопотребления и характеристика объекта, а также масса и объем производимого сброса по факту.
  • в части отходов указывается их наименование, место размещение и его порядковый номер, а также количество образования отходов по факту.

Внесение отходов в реестр регламентировано также 12 статьей Закона № 89-ФЗ 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

3. Сведения об экологических разрешениях и прочих разрешительных документах, касающихся сферы охраны окружающей среды.

Сюда входят данные:

  • по заключениям госэкоэкспертизы,
  • разрешениях на сброс и выброс,
  • а также по лимитам на размещение отходов.

4. Природозащитные мероприятия, внедренные на вносимом в реестр объекте.

В этот раздел входит информация

  • о производственном экологическом контроле организации,
  • о технологических решениях по части обезвреживании сбросов, выбросов и отходов (касаемо отходов также указываются технологии по их размещению),
  • данные регулярного мониторинга качества окружающей среды района действия промышленного объекта.

Касаемо технологий обезвреживания: необходимо указать их тип, мощность, эффективность и дату ввода в эксплуатацию.

Передача заявки.

Заявка передается в территориальный орган Росприроднадзора, находящийся по месту расположения объекта промышленности, который обязан в течение 10 дней с момента получения заявки от предприятия, осуществить его внесение в реестр (что регламентировано ст. 69.2 Закона №7-ФЗ). Далее объекту, вносимому в реестр, присваивается категория и код, а также выдается свидетельство, регламентирующее факт постановки его на учет, где отражаются присвоенные объекту данные.

Изменение категории предприятия после внесение в реестр, ликвидация предприятия.

Также следует учесть, что после присвоения объекту категории, ее можно изменить или в целом пересмотреть дынные о предприятии при предоставлении природопользователем определенных сведений, например, таких, как:

  1. Реорганизация предприятия, изменение наименования, смена юрлица, а также о смене данных о владельце объекта (например, фамилия, имя, отчества, место жительства).
  2. Данные о смене места размещения предприятия.
  3. Сведения об изменениях в технологическом процессе или в сведениях об источниках, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
  4. Информация о переоборудовании по части обезвреживания выбросов, сбросов, а также отходов.

Это также регламентировано Законом №7-ФЗ, и непосредственно его ст. 4.2. При этом, на основании ст. 69.2 этого же закона, при предоставлении руководителем предприятия всех необходимых, описанных выше сведений, в течении 10 дней с момента подачи он получает документ, подтверждающий проведение актуализации данных предприятия.

При консервации производства, или полной ликвидации производственного объекта, его руководством предоставляется соответствующий акт по месту постановки предприятия на учет в госреестр. В результате, в течении 10 дней предприятие получает свидетельство о снятии объекта с учета.

Стоит также учесть, что на настоящий момент законодательством еще не утверждены формы для заявок об актуализации данных или о снятии предприятия с государственного учета.

Кроме того, важным моментом является то, что запрещено требовать у предприятия какие-либо сторонние документы, касающиеся его деятельности, которые не входят в утвержденный список, а также тех документов, которые на момент подачи заявки находятся в государственных организациях по их запросу или по факту оказания ими госуслуг предприятию (помимо документов, указанных в содержании ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Ответственность в случае невыполнения требований экологического законодательства.

Постановление вступило в действие не так давно, и, тем не менее, предпосылки к нему заложены в экологическом законодательстве РФ.

  1. Например, выше упоминались Законы РФ №89 и №7. По ним за неисполнение требований законодательства в части экологии, может наступить ответственность согласно ст. 8.1 «Кодекса об административных правонарушениях», что может вылиться для предприятия штрафом от 20 до 100 тысяч рублей.
  2. Одновременно наказание предусмотрено и для ответственных лиц, что составит от 2 до 5 тысяч.
  3. Либо на предприятие может быть наложен штраф по статье 8.5 КоАП за непредставление требующейся информации. В данном случае штраф составит от 20 до 80 тысяч рублей для юрлица и от 3 до 6 тысяч для должностного.

На настоящий момент предприятиям необходимо начинать активную подготовку необходимых сведений и документов, требующихся для внесения их в Государственный реестр Российской Федерации, чтобы в дальнейшем избежать возможных штрафных санкций со стороны контролирующих организаций и вовремя успеть зарегистрировать свое предприятие.

Получить
консультацию
Задайте свой вопрос, заполнив форму и наши специалисты свяжутся с Вами.
Услуга: