Аудит системы менеджмента качества
Дата публикации:
Аудит Системы Менеджмента Качества (СМК) – независимый, систематический и ведущийся документальным образом процесс формирования свидетельств и грамотного и независимого их оценивания, целью которого является установление уровня исполнения установленных критериев (ИСО 19011:2002 «Руководящее указание по системе менеджмента качества и систем экологического менеджмента»).
В первую очередь необходимо сказать, что аудит СМК проводится периодически. Периоды его проведения будут в прямой зависимости от того какой будет аудит – внешний или внутренний. В случае, когда осуществляется внутренний аудит (это когда организация сама себя проверяет), то периоды проведения такого аудита устанавливаются самой организацией. В другом случае, при осуществлении внешнего, периоды СМК обговариваются между организацией и органом по сертификации.
Аудиторы (работники, проводящие аудит СМК) не должны быть заинтересованы в результатах той работы, которой они производят проверку.
Аудит СМК – это процесс, подтверждающийся документально. Абсолютно все этапы, способы и методы его проведения, требования и итоговые результаты аудита должны быть документально представлены. В роли свидетельств могут использоваться документы, факты выполнения работы или записи. При внутреннем аудите такими документами могут быть Программа внутреннего аудита, план-график проведения внутреннего аудита, приказ по проведение внутреннего аудита, бланк выявленных замечаний(несоответствий), а также корректирующие, предупреждающие мероприятия и т. д.
Аудиторская проверка направлена на установление причин, которые порождают несоответствия в процессах, системе качества или товарах (услугах) предприятия. Вследствие этого у предприятия появляется возможность установить причины несоответствия в процессах, товарах (услугах) или системе менеджмента.