Аккредитация и метрология

1. Что такое аккредитация?

Аккредитация в национальной системе аккредитации (далее – аккредитация) – это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя дающим право осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

Проще говоря, аккредитация – процедура официального подтверждения соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя установленным государством требованиям.

Вся необходимая информация по процедуре аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя изложена в Федеральном законе от 28.12.2013 № 412–ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Критерии аккредитации – совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.

2. Как проводится аккредитация на поверку средств измерений?

а) Юридическое лицо или индивидуального предпринимателя должны определить Область аккредитации, в которой планируют выполнять работы, объемы работ, людские и материальные ресурсы.

б) Найти, обучить и трудоустроить в организации сотрудников, отвечающих критериям аккредитации, способных выполнять работы по поверке средств измерений (далее – СИ) в заявляемой области аккредитации.

в)  Приобрестистандартные образцы, оборудование, обеспечивающее работы по поверке средств измерений и поверить его, если оборудование приобретено без поверки. Аттестовать эталоны.

г)  Оборудовать помещение метрологической лаборатории для выполнения работ по поверке СИ. Эксперты будут проводить процедуру аккредитации лаборатории по адресу, указанному в заявлении. Помещение метрологической лаборатории должно находиться в собственности или использоваться на основании договора аренды.

д) Подготовить внутренние документы метрологической лаборатории, в том числе по системе менеджмента качества, утвердить и ознакомить с ними персонал лаборатории.

е) Подготовить и подать заявление на аккредитацию с комплектом документов в Федеральную службу аккредитации (далее – ФСА).

ж) Заключить договор с организацией, назначенной ФСА, на проведение работ по аккредитации лаборатории. Это может быть группа от двух и более экспертов, в зависимости от области аккредитации.

з) Взаимодействие с экспертами по аккредитации, предоставление запрошенной ими документации, исправление замечаний по документарной проверке (если имелись) в установленные законом сроки, демонстрация экспертной группе своих навыков, знаний на выездной проверке, выполнение всех заданий экспертов, предоставление запрашиваемой актуализированной НТД.

и) Ожидание приказа об аккредитации.Получение номера и клейма.

к) Подключение к ЕГАИС для отправки результатов поверки.

л) Инсталляция специализированного ПО для учёта и архивирования результатов поверки.

3. Аккредитация на поверку счетчиков воды - в чём отличия от других видов аккредитаций (лабораторий)?

Каждый вид области аккредитации отличается друг от друга перечнем оборудования,средств измерений, эталонов, нормативно-технической документации, оборудованием помещения метрологической лаборатории, порядком выполнения работ по поверке СИ. Аккредитация на поверку счетчиков воды отличается тем, что эталонная установка, как правило, является переносной и сама поверка проводится на месте нахождения счетчика воды. Поэтому при аккредитации заявитель должен продемонстрировать экспертам не только установку, но и умение выполнять поверку в «походных» условиях.

4. Аккредитация на право поверки средств измерений - для чего нужна аккредитация производственным компаниям?

Производственным компаниям, выгодно наличие своей аккредитованной метрологической лаборатории как с организационной, логистической, так и с финансовой стороны. СИ, изготовленные и тут же поверенные, на рынке имеет более высокую стоимость, чем СИ без поверки.  Исключаются дополнительные расходына поверку средств измерений в сторонней организации, на их доставку и возврат. Помимо поверки выпускаемых СИ, такие компании могут заключать договора на оказание услуг по поверке средств измерений в заявленной области аккредитации со сторонними клиентами.

Выпускаемые СИ поверяются на месте, тем самым,производится выходной контроль производимой продукции, и исключается вывод на рынок не отвечающих метрологическим требованиям СИ. Как следствие, повышается доверие у потребителей к компании –производителю и её бренду.

5. Аттестат аккредитации на поверку

Аттестат аккредитации – официальный документ, подтверждающий аккредитацию. (Ранее выдавался ФСА после успешного прохождения процедуры аккредитации).

Сегодня, фраза «аттестат аккредитации» не актуальна. С 2018 года, после успешного прохождения процедуры аккредитации метрологической лаборатории больше не выдается аттестат аккредитации.

Вместо бумажного аттестата, после издания приказа об аккредитации метрологической лаборатории организации, в реестре аккредитованных лиц появляется запись с присвоенным номером. Запись в реестре аккредитованных лиц и есть подтверждение того, что организация прошла процедуру аккредитации, и имеет право на выполнение работ по поверке СИ. Благодаря реестру, можно узнать и дополнительную информацию об организации в аккредитованной области.

Тем не менее, при необходимости можно обратиться в ФСАс просьбой о получении аттестата аккредитации.

Действие аккредитации метрологической лабораториибессрочнои продлевается после успешного прохождения процедуры подтверждения компетентности.

6. Область аккредитации

Область аккредитации – сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление в ФСА,или которая определена при их аккредитации, либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями.

Документ «Область аккредитации» является приложением к заявлению на аккредитацию, готовится на этапе сбора комплекта документов в ФСА и направляется в электронном виде.

Методические рекомендации по разработке области аккредитации изложеныв Приказе Росаккредитации от 24.09.2019 N 186 «Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего работы и (или) оказывающего услуги по обеспечению единства измерений».

Пример формы области аккредитации приведён в Приказе Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации»

7. Паспорт лаборатории

В паспорте лаборатории отражается информация о метрологической лаборатории (по сотрудникам, оборудованию, помещению, на титульном листе указываются данные начальника лаборатории и руководителя организации). Заполненный документ начинает действовать после получения организацией приказа об аккредитации, номер которого так же вносится в паспорт лаборатории.

8. Аккредитация метрологической службы на право поверки. Особенности аккредитации электро- и теплосчетчиков для управляющих компаний ЖКХ

Как ранее говорилось, в вопросе аккредитации на право поверки средств измерений в производственных компаниях, аналогичная ситуация складывается и в управляющих компаниях ЖКХ.

Если компания пройдет процедуру аккредитации, то сможет расширить свой спектр услуг для жильцов, тем самым повысить свою выручку. При этом, имея удобное месторасположение лаборатории, можно минимизировать затраты на логистику, тем самым предлагая поверку дешевле, чем конкуренты. Стоит учитывать, что жильцы с большим доверием отнесутся к сотрудникам своей управляющей компании ЖКХ, чем к сотрудникам из сторонней организации, что повысит популярность и спрос на услуги управляющей компании со стороны потребителей.

Популярные услуги